Главная заповедь воспитателя - любить детей. Его важнейшая задача - научить ребёнка любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришел.
Природа - источник жизнедеятельности человека. Однако на протяжении длительного времени происходит разрушение жизнетворческих основ, которое угрожает уничтожением не только человека, но и всего живого на земле.
С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось всё более и более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный характер. Природа сама уже не могла залечить нанесённые ей раны. Первыми забили тревогу учёные, потом врачи, журналисты и политики. Слово «экология» стало модным. К сожалению, его стали употреблять к месту и не к месту, зачастую не понимая экологических проблем. А ведь сложившееся на Земле положение учёные определяют как экологический кризис. И нет сегодня более актуальной, более важной задачи, чем поиск выхода из него.
Где же выход? Чтобы выжить человечество должно научится жить на Земле по- новому. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, чтобы его поведение было экологически осмысленным. А также решение этой задачи возможно при условии формирования нового мышления - экологического, воспитания экологической культуры личности. По мнению Б.Т. Лихачёва, экология личности - проблема, выдвинутая реалиями конца хх в., принявшими глобальный, угрожающей жизни на земле характер. А спасать мир, по мнению М.М. Пришвина, нужно не гордостью человека от осознания собственной возвышенности над миром низших существ, а соединением творческих начал своего сознания и творческого бытия в целостном мировом творческом акте. В этом и есть высокий гуманистический смысл существования человека в природе.
Экологическое образование можно определить как систему последовательного непрерывного формирования экологической культуры человека, который осуществляется через социализацию личности в процессе обучение, воспитание, самообразования, обретение жизненного опыта. Оно должно охватывать все версты населения и все уровни образования, максимально учитывать все функции экологии в общественной жизни и основываться на традициях и обычаях украинского народа.
Воспитание у ребёнка уважения и любви к себе самому, к людям, к миру природы начинается в семье и в дошкольном учреждении. Именно начиная с дошкольного возраста следует привлекать детей к общей со взрослыми экологически целесообразной деятельности. В этот период начинает пробуждаться интерес и любовь к природе, к познанию её через разные объекты и явления. Благодаря развитию эмоционально-чувствительной сферы конкретные объекты из естественного окружения должны стать для ребёнка субъектами общения. Постепенно формируется целостный, эмоционально положительный, идеальный образ окружающей среды как основы духовной связей с миром природы.
|